ПЕРВОПРИЧИНОЙ АВАРИИ В НОРИЛЬСКЕ СТАЛ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО СВАЙНОГО ОСНОВАНИЯ
Низкий уровень проектных работ при конструировании железобетонного свайного основания, а также качество строительства явились первопричиной ЧП в Норильске.
13 ноября 2020 года Ростехнадзор завершил расследование технических причин аварии на опасном производственном объекте «Топливное хозяйство ТЭЦ-3» АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» («НТЭК»).
Авария в Норильске случилась 29 мая 2020 года, где из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тысяч тонн дизеля. Как сообщили эксперты из Росприроднадзора, 6 тысяч тонн топлива тогда попало в грунт, еще 15 тысяч тонн — в воду. Нефтепродукты, разлившиеся из резервуара, оказались в реках Амбарная и Долдыкан, а также почти во всех их притоках.
Общая площадь разлива составила 180 тысяч квадратных метров. Через пять дней после ЧП в Красноярском крае введен федеральный режим чрезвычайной ситуации.
1. Выводы экспертной комиссии о причинах аварии
Сегодня, спустя почти полгода изучения проектной и технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц, а также заключения экспертной группы комиссией Ростехнадзора установлены следующие причины аварии.
1) Технические:
причиной разгерметизации резервуара вертикального стального сварного РВС-30000 с последующим истечением дизельного топлива в объеме более 25 тысяч кубометров явилась недостаточная несущая способность плитного ростверка основания и железобетонных свай. Это вызвало превышение допустимых усилий с последующим цепным разрушением 33 свай-стоек, расположенных по контуру и внутри свайного пространства. Также это повлекло за собой разрушение монолитного железобетонного основания и его просадку до 1,5 м под днищем резервуара.
Комиссия Ростехнадзора отметила также ряд дефектов строительного производства - "непроектные эксцентриситеты передачи нагрузки с ростверков на сваи", отсутствие поперечной арматуры в монолитных обоймах оголовков свай, наличие сухого шлама на дне скважины под концом сваи. Около 30% свай опирались не на скальное основание. Наличие "слабых" грунтов под сваями вызвало перераспределение усилий в конструкциях, на ряде свай-стоек нагрузка значительно превысила их несущую способность.
2) Организационные:
-
недостатки проектирования при конструировании железобетонного свайного основания из-за низкого уровня проектных работ;
-
дефекты строительного производства: непроектные эксцентриситеты передачи нагрузки с ростверков на сваи, отсутствие поперечной арматуры в монолитных обоймах оголовков свай, наличие сухого шлама на дне скважины под концом сваи, опирание до 30% свай не на скальное основание значительно ухудшили напряженно-деформированное состояние железобетонного свайного основания.
Наличие «слабых» грунтов под сваями вызвало перераспределение усилий в конструкциях свайного основания, и на ряде свай-стоек нагрузка значительно превысила их несущую способность.
3) Прочие:
-
некачественный контроль за надёжной и безопасной эксплуатацией сооружений со стороны ответственных лиц: не проведена оценка фактического состояния основания (свайного фундамента) с определением соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов, обследование с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с учетом конкретных условий эксплуатации;
-
нарушения требований при проведении экспертизы промышленной безопасности, выполненной в 2018 году, когда экспертной организацией ООО «Безопасность в промышленности» не была проведена оценка фактического состояния основания (свайного фундамента) резервуара РВС-30000.
В акте, помимо результатов проведения технического расследования, отражены меры, принятые для локализации и ликвидации последствий, содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. Акт подписан членами комиссии Ростехнадзор, передан им и направлен в государственные органы 13 ноября 2020 года.
2. Масштабные последствия ЧП в Норильске
Аварию в Норильске до сих пор называют беспрецедентной по масштабам экологической катастрофой в российской Арктической зоне. Вслед за экологическими потерями, был нанесен значительный экономический и репутационный ущерб компании.
-
Нефтепродукты проникли в почву и попали в реку Амбарная, озеро и реку Пясино, впадающую в Карское море.
-
По данным Роспотребнадзора в результате разлива топлива в Норильске на предприятии "Норникеля" природе был нанесен ущерб в размере почти 148 млрд рублей (2 млрд долларов). Бремя возмещения ущерба было возложено на "Норильско-Таймырскую энергетическую компанию" (АО "НТЭК").
-
«Стоимость акций „Норникеля“ упала почти на 9% после введения режима чрезвычайной ситуации федерального характера. Акции «Норильского никеля» стали лидером падения на торгах на Московской бирже в четверг, 4 июня.
-
Президент управляющей компании «Интеррос» и «Норникеля» Владимир Потанин заявил о сокращении до минимума объёма дивидендов «Норникеля» в 2020 году. Причиной таких мер стали последствия пандемии и ЧП с разрушением резервуара. Эти вынужденные меры коснутся более 100 тысяч частных акционеров «Норникеля», включая большую часть его сотрудников. Дивиденды «Норникеля» также имеют важное значение для госбюджета, куда поступает налог на дивиденды (свыше 100 млрд рублей за последние 5 лет).
-
Эксперты предрекают усиление В России надзора за предприятиями в связи с аварией в Норильске: «Когда будет проанализированы причины аварии, то последуют меры надзорного и правового регулирования». Официальное заключение получено, следующий ход за государством.
-
Авария повлияет на рынок цветных металлов и, в первую очередь, на международную торговлю „Норникеля“, так как в последнее время экологическая ответственность всей цепочки поставок является важной составляющей корпоративной ответственности. Европейские автопроизводители, выбирая поставщиков металлов, внимательно оценивают экологичность российских компаний. Алексей Книжников, WWF в России: «Европейские импортеры трепетно относятся к таким ситуациям. Будут вводиться ограничения и санкции не только по экологическому качеству продукции, но и с учетом технологий, по которым она изготовлена. Это включает в себя и загрязнение окружающей среды, и такую аварию»
Выводы:
Таким образом, низкий уровень проектных работ при конструировании железобетонного свайного основания, а также качество строительства, которые явились первопричиной ЧП в Норильске, оказал непосредственное влияние на целый спектр последствий катастрофы, многие из которых будут ощутимы долгие годы.
Проектные работы являются важнейшим этапом строительного цикла любого объекта, в том числе и резервуара для хранения нефтепродуктов.
Инвесторы, как правило, заинтересованы в сокращении данного этапа, чтобы не держать свои средства замороженными и поскорее приступить к реализации проекта. Однако халатное отношение к этому этапу строительства может привести в настоящим ЧП с масштабными последствиями.
Мы написали небольшой гайд по расчету фундаментных нагрузок в компании FLAMAX. Прочитать статью "Этапы проектирования фундаментного основания под резервуары FLAMAX" можете по этой ссылке (https://www.flamax.ru/pressroom/articles/etapy-proektirovaniya-fundamentnogo-osnovaniya-pod-rezervuary-flamax/). В статье мы показали важность и необходимость этих расчетов при проектировании и строительстве РВС для больших запасов воды и определили уровни ответственности заказчиков, подрядчиков и проектировщиков.
О том, как подходят к вопросам разработки проектов вертикальных сборно-разборных стальных резервуаров FLAMAX в нашей компании, читайте в этих статьях: